Акварель с Еленой Сидоренко

Акварель — это вид изобразительного искусства, сочетающий свойства живописи и графики. От живописи она взяла богатство цвета и его широкие художественные возможности для моделирования форм. А от графики — тонкослойное наложение краски (без рельефности) и использование бумаги не просто как материала, но и как изобразительного элемента: фон становится пространством, «воздухом». Акварельные работы более объёмные, чем графические, но более воздушны, чем живописные картины. Возникла эта техника в древнем Китае, во II веке, с изобретением бумаги. Классическая европейская акварель появилась в XV—XVI столетиях, а расцвела в Англии на рубеже XVIII-XIX веков.

Акварель — термин, в котором отображена суть данной техники. Для рисования художники используют не масляные краски, а специальные, акварельные, которые перед нанесением разбавляются водой. Кроме того, иногда дополнительно смачивается и лист. Отсюда и название — от латинского слова aqua («вода»). На этой основе в итальянском и французском языках появились термины acquarello и aquarelle.

Акварель позволила художникам выразительно передавать эффекты воздушности и влажности. Долгое время живописцы бились над проблемой отображения на произведениях дождя, и эту задачу с успехом решили именно акварелисты. Эта техника идеально подошла для пейзажистов, работающих на пленэре. Широко используются её возможности в портрете и натюрморте.

Акварель объединяет множество интересных техник. Искусствоведы классифицируют их по различным принципам, в частности — по влажности листа и кисти, по многослойности наложения цвета. Объединив эти подходы, получим следующую развёрнутую классификацию.

Работа на сухой бумаге («по сухому») — обеспечивает контроль над краской. Эту разновидность акварели также называют итальянской. У неё есть два подвида.

Однослойная. Этот художественный подход разделяется на:

  • Работу «сухим по сухому» (то есть изображение наносится отжатой кистью). Получаются очень чёткие мазки, и произведение максимально приближается к графике.
  • Работу «мокрым по сухому». Влажной кистью мастер наносит мазки рядом друг с другом, слегка захватывая границы. Оттенки смешиваются, получаются выразительные переливы.

Многослойная (лессировка). Художник-аварелист накладывает прозрачные мазки поверх предыдущих — уже высохших, чтобы не допустить смешения. Это сближает акварельную лессировку с масляной живописью и позволяет создавать очень реалистичные произведения. Цвет получается интенсивным, полнозвучным, но сохраняется ощущение лёгкости.

Работа на влажном листе («по мокрому», «по сырому»). Это так называемая английская акварель. Контроль за краской вызывает трудности, но зато художник получает прозрачные оттенки с нежными и мягкими переходами тонов. Выделяется два варианта:

  • «Мокрым по мокрому» — обеспечивает сильный эффект размытости.
  • «Сухим по мокрому» — позволяет лучше управлять краской.

Иногда выделяется метод A la Prima — подразумевается, что работа выполняется в один присест, без дальнейших доработок, пока не высох материал. Произведения «а ля прима» выглядят свежо и эмоционально. Их нельзя скопировать, так как невозможно абсолютно точно повторить размытие.

Возможна также комбинация английской и итальянской методики в одной работе. Смешанная техника позволяет получать различные эффекты: например, детальную прорисовку реальности при размытости дальнего плана.

Интересные эффекты даёт рисунок на частично увлажнённом листе. Например, делая длинный мазок, акварелист получает разную прорисовку на сухих и мокрых фрагментах.

Во всех четырёх основных вариантах (итальянском, английском, комбинированном, с фрагментарным увлажнением) можно работать как отжатой кистью, так и мокрой. Кроме того, иногда используют полусухую (полувлажную) кисть.

Бумага не является единственным материалом для акварелистов. Они также работают с шёлком, пергаментом, картоном, слоновой костью и другими материалами, но довольно редко.

Существуют и смешанные техники, когда в дополнение к акварельным краскам используются:

  • белила;
  • пастель;
  • карандаш;
  • перо;
  • тушь;
  • сразу несколько инструментов.

Для получения специальных эффектов мастера-акварелисты также применяют:

  • кристаллики соли, впитывающие пигмент и создающие миниатюрные локальные пятнышки-разводы;
  • чёрный чай — для состаривания бумажного листа;
  • мятую бумагу — для особой фактурности;
  • пищевую плёнку — с её помощью создаётся впечатление стеклянной мозаики;
  • метод разбрызгивания, когда красочные капли хаотично разлетаются со щётки.

Существует и классификация по палитре:

  • многоцветная (полихромная);
  • двуцветная (дихромная);
  • гризайль (монохромная).

Это разделение значимо именно из-за выделения гризайля — акварелей с особым настроением, сильной атмосферностью. Впечатление достигается за счёт тончайших тональных переходов чёрного цвета, сепии, охры.

История акварели и знаменитые художники-акварелисты

Краски, разводимые водой, появились в глубокой древности, а во II веке в Китае изобрели бумагу. Эти изобретения положили начало акварельным техникам. В Европе с бумагой познакомились в XII-XIII столетиях, но сначала рисовали на ней плотными корпусными красками. Прозрачная акварель появилась позже — в XV-XVI веках. Сначала в ней работали немногие мастера — такие, как Альбрехт Дюрер (Durer Albrecht), создавший знаменитого «Зайца», и то эпизодически. Это объяснялось неразработанностью художественных подходов, из-за чего профессионалы отдавали предпочтение живописи.

На уровень самостоятельного искусства акварелистику вывели английские художники на рубеже XVIII-XIX столетий. Они раскрыли для мира широчайшую палитру эффектов, которую вручает творцу воздушная сестра живописи.

Основоположниками этой школы считаются Томас Гёртин (Thomas Girtin) и Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner).

Лучшие работы художников-акварелистов вошли в фонд мировых шедевров. Помимо уже упомянутых мастеров — Дюрера, Тёрнера, Гёртина — такие произведения созданы:

  • художниками-романтиками Сэмюэлом Палмером (Samuel Palmer) и Эженом Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix);
  • представительницей прерафаэлитов Люси Мэдокс Браун (Emma Lucy Madox Brown Rossetti);
  • неоимпрессионистом Полем Синьяком (Paul Signac);
  • постимпрессионистами Полем Сезанном (Paul Cézanne) и Морисом Брэзилом Прендергастом (Maurice Brazil Prendergast);
  • представителем ар-брюта Йозефом Карлом Редлером (Josef Karl Rädler);
  • скандальным мастером Прекрасной эпохи (Belle Époque) Джоном Сингером Сарджентом (John Singer Sargent), которого трудно отнести к конкретному направлению.

В России акварелистику развивали:

  • Пётр Фёдорович Соколов (1791-1848 гг.);
  • Карл Павлович Брюллов (1799-1852 гг.);
  • Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг.);
  • Николай Андреевич Тырса (1887-1942 гг.);
  • Валентин Александрович Серов (1865-1911 гг.);
  • Александр Александрович Дейнека (1899-1969 гг.);
  • Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964 гг.);
  • Артур Владимирович Фонвизин (1882-1973 гг.);
  • Сергей Николаевич Андрияка (род. 1958).

Сейчас акварельные работы пользуются широким спросом у коллекционеров, дизайнеров интерьеров, инвесторов. На аукционах антиквариата регулярно появляются среди лотов произведения авторов-акварелистов различных эпох. А для того, чтобы купить картины для личной коллекции или в качестве эксклюзивного подарка у современного художника-акварелиста, вы можете напрямую связаться с автором, используя функционал сайта Very Important Lot. Наслаждайтесь выбором и знакомьтесь с разнообразными акварельными эффектами на картинах классиков и экспериментаторов!